История керамической плитки
Керамическая плитка имеет долгую историю, предположительно начинающуюся с конца 4 тысячелетия до н.э. в Египте, - именно этим временем датирован возраст ближневосточных археологических находок - глазурованных глиняных плиток с рельефными рисунками в виде иероглифов и пучков папируса.
Без преувеличения можно сказать, что история человечества была написана благодаря глине. Ведь глина, из-за своих физико-химических свойств, не может быть повторно обработана и переплавлена как металл или, например, изъедена термитами как древесина. Благодаря своей низкой стоимости и простоте использования сырцовую глину в утилитарных или декоративных целях стали применять еще в доисторические времена, начиная с 24000 лет до рождения Христа – об этом свидетельствует находка керамической статуэтки Венеры - на территории современной Чехословакии. «Керамический след», оставленный 13000 лет назад, был найден и на востоке России, на реке Амур, а более «молодые» находки, отражающие образ жизни цивилизаций и датированные 8 – 10 тысячелетиями – в Китае, Японии, Центральных Андах, Ближнем Востоке, Европе и Африке.
Слово «керамика» (греч. «керамос» - глина) произошло от названия предместья Керамик – пригорода Афин, к северо-западу от Акрополя, где жили и работали преимущественно гончары, использовавшие вначале необработанную, а позднее обожженную глину для изготовления кухонной утвари, украшений, водопровода, а также архитектурных элементов и кирпичей для строительства. С течением времени техника обжига глины и получения первого искусственного материала – керамики - совершенствовалась, что позволило производить цветные глазурованные керамические изделия, в том числе керамические печи и плитку. География и область применения плитки было достаточно широки - дорогими плиточными образцами, инкрустированными бирюзой и другими драгоценными камнями облицовывали дворцы и религиозные церемониальные центры Древнего Египта; разноцветной керамической плиткой покрывали стены и полы домов богатых горожан Греции и Римской империи; отделывали стены мечетей и минаретов; в качестве кровельного материала использовали в средневековом Китае, особенно в местах с частыми муссонными дождями.
Родиной современной керамической плитки считается Персия (древний Иран) – именно там был изобретен метод двойного обжига глины при невысоком температурном режиме, что позволяло создавать на поверхности плитки сначала одноцветные, а позднее многоцветные геометрические и растительные узоры. Расписные глазурованные керамические плитки украшали обычно внутренние покои дворцов, преимущественно стены женской половины. Цвет глазурованной плитки определялся цветом глазури, в которую плитки опускались, в отличие от неглазурованной, цвет которой зависел от сорта используемой глины и добавляемых к ней красителей и пигментов. Основой глазури служили свинцовые белила, в которую добавляли измельченные компоненты оксидов металлов для широкой цветовой гаммы: кобальт для получения синего цвета, медь – для зеленого, сурьму и свинец – для желтого, а марганец для пурпурного цвета. Первые керамические плитки были похожи скорее на кирпичи, с сантиметровым слоем глазури, которая придавала им необыкновенную прочность и позволила ранним плиточным образцам дойти до наших дней практически неповрежденными. Персидская керамическая плитка внешне очень напоминала мозаику, но, в отличие от последней, рисунок не собирался в шаблоне из множества мелких деталей, а сразу наносился на поверхность плитки, которая являлась самостоятельным элементом дизайна. Секреты персидского керамического производства строжайшим образом охранялись, устно передаваясь в гончарных династиях от отца к сыну, и до восьмого века нашей эры не были известны за пределами древнего Ирана. В дальнейшем, технология изготовления керамических плит получила распространение в Европе, особенно в богатом Испанском королевстве, где монополией на тайны керамического производства обладала католическая церковь.
Особую славу заслужили испано-мавританские фаянсовые золотистые плитки, а наиболее впечатляющими примерами применения керамики в качестве облицовки стали дворец Альгамбра в Гранаде и Великая мечеть в Кордове. Только в 11-14 веках керамические технологии просочились через испанские границы и стали известны средневековой Европе. Как стандартизованные единицы, керамические плитки легко вписывались в пространства любой геометрии, но из-за дороговизны и трудоемкости производства не были доступны широким слоям населения и использовались преимущественно для мощения полов и отделки стеновых панелей престижных зданий и религиозных сооружений.
В 17 веке одним из важных центров в развитии европейского производства керамической плитки стала Голландия. В это время на европейский рынок стал поступать высококачественный бело-голубой китайский фарфор, быстро завоевавший фантастическую популярность у населения, и который голландские производители керамики попытались копировать. Их усилия не увенчались успехом, но привели к производству высококачественной фаянсовой посуды синего цвета и расписных бело-синих глазурованных плиток, которыми стали облицовывать стены столовых, кухонь, каминов и печей. Голландские плитки экспортировались во многие страны, в том числе и Россию, где некоторые образцы их применения сохранились до нашего времени («Голландский домик» в усадьбе-музее Кусково, облицованный изнутри расписными керамическими плитками).
В 19 веке, в период промышленной революции, был сделан следующий шаг в развитии керамического производства. Это произошло в Великобритании, где в результате найденных технических решений было налажено массовое механизированное производство керамических плиток, что значительно снизило их стоимость и сделало доступным для всех слоев населения. Керамическими плитками стали облицовывать камины, которые дошли до наших дней в первозданном виде из-за бережного отношения англичан к своей истории.
На Руси керамическая плитка была известна еще в раннем средневековье – в 10-12 веках н.э., когда глазурованные (поливные) плитки использовали для вымостки полов и облицовки стен киевских князей. В 15 веке н.э. керамические фасадные плиты были применены во фризах Ризположенской церкви Московского Кремля и Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры. Позднее, начиная с 16 века, керамику стали применять при изготовлении черепицы разных форм, которая до 17 века делалась чернолощеной, а позднее - покрытой разноцветной глазурью. Для мощения полов использовались терракотовые красные и лощеные черные плитки, уложенные в шахматном порядке.
Особое место в русской керамике занимают изразцы или кафли (от нем. Kachel) – керамические глазурованные плитки, изготовленные из умеренно пластичных гончарных или фаянсовых глин. Сформованные изразцовые плитки высушивали, а затем обжигали в печах при температуре выше 1000°С. Различали изразцы плоские, угловые и карнизные, которыми покрывали внутренние и внешние стены зданий, как например, дворцов в Угличе и Волоколамске. Первые изразцы были рельефными, изготавливались с применением глиняных или деревянных форм и затем густо, чтобы скрыть небезупречные формы, покрывались зеленой поливой («муравой»), в других же случаях орнамент наносился с помощью комбинаций глиняных штампов. В дальнейшем, рельефные изразцы постепенно были вытеснены гладкими, покрытыми разноцветной росписью и пейзажами. Русские изразцы, первоначально применяемые в качестве фасадного облицовочного материала, в 17 веке нашли новое применение – в Москве ими стали украшать печи. Желание просто декорировать печи изразцами быстро сменилось пониманием того, что керамическая облицовка хорошо аккумулирует тепло и медленно отдает его в окружающее пространство. Кроме того, были оценены и уже известные свойства керамической плитки – легкость в уходе, а также модульность и возможность быстрой замены.
В наше время плитка для каминов переживает второе рождение и занимает видное место в ассортименте производителей облицовочной керамики, который включает печной кафель прямого, вогнутого, закругленного и углового вида. И это неудивительно, учитывая настоящий каминный бум последнего десятилетия, а также то, что тепловое излучение керамической каминной облицовки приравнивают к солнечному, считая очень полезным, особенно для людей, страдающих аллергией и астмой. Следует отметить, что печной кафель отличается от обычного кафеля, которым покрывают полы и внутренние стены помещений: он производится по особой рецептуре и выдерживает высокотемпературный режим. Кроме кафеля существует еще одна разновидность керамической плитки для каминов и печей – шамот, предназначенный для внутренней облицовки топочной камеры, что улучшает характеристики горения и позволяет в течение длительного времени поддерживать высокую температуру в зажженной топке. Для производства шамота используют специальные сорта огнеупорной глины с минимальным содержанием щелочных окислов, а также каолин.
Современные керамические плитки могут быть изготовлены методом пластического формирования и полусухого прессования из тщательно измельченного сырьевого материала. Наиболее распространен метод пластического формирования или экструзии, когда влажная сырцовая глиняная масса выдавливается из мундштука пресса, разрезается на плитки заданного размера, а затем при высоких температурах обжигается в специальных печах, где приобретает финишные физико-химические свойства – плотность и устойчивость к механическим и химическим воздействиям. Второй метод получения керамических плиток предполагает использование глиняного порошка с добавлением недостающего количества воды для дальнейшего прессования под высоким давлением на прессах различного типа. Метод прессования, в отличие от экструзивного метода, позволяет жестче контролировать размеры керамической плитки и получать керамику более высокого качества. При необходимости, керамические плитки с помощью конвейерных автоматов покрываются глазурью разных цветов и подвергаются повторному обжигу, который не только закрепляет цвет и декоративный рисунок плиток, но и улучшает такие характеристики плиток как непроницаемость и твердость.
Сегодня керамические плитки занимают лидирующие позиции среди облицовочных отделочных материалов: применяются в градостроительстве, мощении улиц и площадей и встречаются почти в каждом жилом или производственном помещении. Высокие водоотталкивающие характеристики делают их незаменимыми для покрытия крыш, стен, душевых, ванных комнат, а также кухонных рабочих зон и столешниц. Стойкость керамической поверхности к размножению микроорганизмов привела к повсеместному использованию плиток в госпиталях. Формы современных керамических плиток различны: начиная от простого квадрата до восьмиугольника, а виды и цветовая гамма просто поражают воображение. Такие характеристики плиток как термостойкость; жесткость и способность выдерживать большое давление; стойкость к химическим средам и солнечному свету, диэлектрические характеристики, а также высокая декоративность, позволяют им с легкостью выдерживать конкуренцию с новыми отделочными материалами и не терять популярности, завоеванной у человечества в течение тысячелетий.
Обладая хорошими теплоаккумулирующими свойствами, огнеупорные керамические плитки нашли широкое применение в производстве кафельных печей – одного из самых популярных каминных продуктов. Наш магазин предлагает кафельные печи одного из самых известных чешских производителей - фирмы «АВХ». Широкий ассортимент производимой фирмой «АВХ» продукции объединяет кафельные печи разной мощности и ценовой категории, с плоскими и призматическими стеклами топочной камеры, разных стилей и цветовых решений. Печи и камины «АВХ» заслужили высокие оценки россиян, в течение многих лет даря мягкое тепло любому покупателю печной продукции этой фирмы.