Ремонт дымовых труб
Прежде чем приступить к ремонту дымохода, печник должен правильно определить причину его 'неудовлетворительной работы. Чтобы легче обнаружить основные недостатки, печнику важно знать, давно ли дымоход или труба начали плохо работать. Если недостатки дымохода появились со времени его сооружения, то, очевидно, необходимы большие конструктивные изменения, вплоть до перекладки. Если же дефекты возникли сравнительно недавно, то исправления могут быть менее серьезными.
Осмотр надо начинать с проверки дымохода.
Неисправности дымохода. Если тяга в дымоходе плохая, а прочистка канала от сажи не дает результата, то, значит, недостаточно сечение дымохода или его высота. В этом случае, дымоход надо переложить. Местное сужение дымового стояка, т. е. уменьшение его размеров в одном месте, часто бывает причиной недостаточной тяги. Местное сужение может получиться по многим причинам. Например, неправильная кладка увода; в наклонной части стояка верхняя его плоскость слишком близко подходит к нижней и сужает на этом участке сечение трубы, хотя в вертикальных участках сечение выполнено нормально (рис. 125).
Причиной местного сужения может быть кирпич, выступающий из внутренней стенки дымового канала (дефект кладки) и т. д. Сужение вертикального канала обнаруживается, если спущенная по веревке гиря с метелкой застревают; в месте затрудненного прохода дымоход надо разобрать и расширить.
Сужение сечения канала может произойти из-за неправильного присоединения железного патрубка печи ж дымоходу (см. рис.125). Патрубок надо установить так, чтобы он не перекрывал сечения дымохода.
Кажущееся временное отсутствие тяги в дымоходе после долгого перерыва или в очень теплые дни происходит оттого, что наружный воздух оказывается теплее, чем воздух, застоявшийся в дымоходе; он, как 'более тяжелый, стремится податься вниз в печь, а не идти кверху. Чтобы прогреть воздух дымохода, надо до растопки печи сжечь в нем бумагу или солому (через прочистные дверцы).
Ухудшение тяги в дымоходе, ранее работавшем нормально, может быть вызвано засорением его сажей, а также завалом от выпавшего кирпича или высыпавшегося из швов глиняного раствора. Это устанавливается осмотром канала и контрольным спуском гири на веревке. В месте завала гиря останавливается. Здесь и следует разобрать стену дымохода для того, чтобы расчистить получившийся завал. Иногда такой завал пробивается ударом гири, падающей с большой силой. Сажу удаляют из дымохода метелкой, которую спускают вместе с гирей. Смолистую сажу не удается смести метелкой, а приходится выжигать огнем, разводимым в прочистном отверстии дымохода. Горение происходит хотя и не долго, но бурно, поэтому необходимо, чтобы при сжигании сажи присутствовал представитель пожарного надзора. В настоящее время выпускается специальный состав ПХК — «Противонагарная химическая композиция», который предохраняет дымоходы от сажи. Средняя норма расхода состава — 150—250 г на 1 т топлива.
Неправильное присоединение вновь установленной лечи к дымоходу даже при достаточных его размерах может заметно ухудшить тягу и даже свести ее на нет при одновременной топке печей (см. рис. 125). Присоединение двух печей к одному дымоходу может допускаться лишь в исключительных случаях и требует устройства специальной рассечки.
Прогар или разрушение стенки между двумя дымовыми стояками. В этом случае стенки дымоходов надо разобрать и, восстановив разрушенную часть кладки, заделать проем.
Наиболее уязвимым местом дымовых труб является их верхняя часть (оголовок), выступающий над кровлей здания. Атмосферные осадки сильно влияют на штукатурку и кирпичную кладку, разрушая их. Кладку оголовков труб следует делать на цементном растворе.
Неисправности дымохода. Если тяга в дымоходе плохая, а прочистка канала от сажи не дает результата, то, значит, недостаточно сечение дымохода или его высота. В этом случае, дымоход надо переложить. Местное сужение дымового стояка, т. е. уменьшение его размеров в одном месте, часто бывает причиной недостаточной тяги. Местное сужение может получиться по многим причинам. Например, неправильная кладка увода; в наклонной части стояка верхняя его плоскость слишком близко подходит к нижней и сужает на этом участке сечение трубы, хотя в вертикальных участках сечение выполнено нормально (рис. 125).
|
Рис. 125. Дефекты устройства дымоходов: а — неправильная выкладка увода; б — неправильное присоединение патрубка к дымоходу; в — неправильное присоединение двух печей к одному дымоходу;1 — от печи №1; 2 — от печи №2 |
Причиной местного сужения может быть кирпич, выступающий из внутренней стенки дымового канала (дефект кладки) и т. д. Сужение вертикального канала обнаруживается, если спущенная по веревке гиря с метелкой застревают; в месте затрудненного прохода дымоход надо разобрать и расширить.
Сужение сечения канала может произойти из-за неправильного присоединения железного патрубка печи ж дымоходу (см. рис.125). Патрубок надо установить так, чтобы он не перекрывал сечения дымохода.
Кажущееся временное отсутствие тяги в дымоходе после долгого перерыва или в очень теплые дни происходит оттого, что наружный воздух оказывается теплее, чем воздух, застоявшийся в дымоходе; он, как 'более тяжелый, стремится податься вниз в печь, а не идти кверху. Чтобы прогреть воздух дымохода, надо до растопки печи сжечь в нем бумагу или солому (через прочистные дверцы).
Ухудшение тяги в дымоходе, ранее работавшем нормально, может быть вызвано засорением его сажей, а также завалом от выпавшего кирпича или высыпавшегося из швов глиняного раствора. Это устанавливается осмотром канала и контрольным спуском гири на веревке. В месте завала гиря останавливается. Здесь и следует разобрать стену дымохода для того, чтобы расчистить получившийся завал. Иногда такой завал пробивается ударом гири, падающей с большой силой. Сажу удаляют из дымохода метелкой, которую спускают вместе с гирей. Смолистую сажу не удается смести метелкой, а приходится выжигать огнем, разводимым в прочистном отверстии дымохода. Горение происходит хотя и не долго, но бурно, поэтому необходимо, чтобы при сжигании сажи присутствовал представитель пожарного надзора. В настоящее время выпускается специальный состав ПХК — «Противонагарная химическая композиция», который предохраняет дымоходы от сажи. Средняя норма расхода состава — 150—250 г на 1 т топлива.
Неправильное присоединение вновь установленной лечи к дымоходу даже при достаточных его размерах может заметно ухудшить тягу и даже свести ее на нет при одновременной топке печей (см. рис. 125). Присоединение двух печей к одному дымоходу может допускаться лишь в исключительных случаях и требует устройства специальной рассечки.
Прогар или разрушение стенки между двумя дымовыми стояками. В этом случае стенки дымоходов надо разобрать и, восстановив разрушенную часть кладки, заделать проем.
Наиболее уязвимым местом дымовых труб является их верхняя часть (оголовок), выступающий над кровлей здания. Атмосферные осадки сильно влияют на штукатурку и кирпичную кладку, разрушая их. Кладку оголовков труб следует делать на цементном растворе.